Метро в Стамбуле
Стамбульский метрополитен относительно молод. Подземный скоростной пассажирский транспорт в городе открыли в сентябре 1989 года. На сегодняшний день метро имеет 8 линий. Метрополитен Стамбула постоянно расширяется, в ближайшее время планируется открытие ветки до нового аэропорта, а также продление существующей ветки до аэропорта Сабихи Гекчен. Благодаря чему туристам станет передвигаться по городу еще комфортнее.
Содержание
Схема метро
Линии метрополитена разнятся по цветам, и обозначаются таким образом: М1, М2 и т.д. У некоторых линий есть развилки (т.е. они расходятся) и тогда они обозначаются как М1А, М1В.
Чтобы вам было проще ориентироваться в стамбульском метро, воспользуйтесь его схемой. Актуальную схему метро на конец 2021 года я прикладываю ниже.
Также Яндекс предоставляет специальный сервис с интерактивной картой метро города. С помощью нее можно задать маршрут с одной станции метро к другой.
Цены на проезд в метро
Для туристов идеальным решением станет приобретение специальной карты Istanbulkard. По ней выйдет ощутимо дешевле. Эта карта действует на весь общественный транспорт и ею могут пользоваться несколько человек. Цена одной поездки по билету – 7 TL (50 руб.). Сама карта обойдется вам в 10 TL (72 рубля), но поездка по ней стоит 3,5 TL.
При пересадках в пределах двух часов действует система скидок на карте. Цена снижается на 20-40%, в зависимости от количества пересадок. Первая – самая дорогая – 2,63 TL (19 руб.), вторая – 1,85 TL (14 руб.), третья – 1,4 TL (10 руб.), четвертая и последующие – 0,9 TL (7 руб.). Скидка засчитается только в том случае, если осуществлять пересадки в рамках одного транспорта.
Дети до 6 лет пользуются метро бесплатно.
Обратите внимание! В связи с коронавирусом к карте Istanbulkard должен быть привязан HES-код. Иначе она работать не будет.
Приобрести и пополнить карту можно в терминалах. Оплата осуществляется при прохождении сквозь турникет, посредством прикладывания карты к датчику.
Обратите внимание! Если вы турист и не планируете оставаться в Стамбуле надолго, все равно лучше купить транспортную карту, а не разовый билет, который обойдется дороже в 1,5 раза. К тому же, из-за пандемии COVID-19 продажа разовых билетов временно приостановлена.
Как пользоваться метро?
Пользование этим общественным транспортом в Стамбуле не вызывает трудностей. Работает оно по привычной московской или питерской схеме. Сначала нужно приобрести и пополнить карту Istanbulkard в терминале, затем приложить ее к валидатору и пойти по указателям в соответствии с вашим маршрутом.
Поезда могут включать в себя как четыре, так и восемь вагонов. Поэтому рекомендуется выходить или по центру, или в самом начале. Карту следует прикладывать к датчику только при входе, при выходе это не предусмотрено.
Часы работы метро
Вагоны начинают отправление в 06:00. Однако график может отличаться, время отправления зависит от конкретной линии. Метрополитен осуществляет перевозку пассажиров до 00:00. Ночью передвижение невозможно из-за проведения ежедневных плановых технических работ и относительно низкого потока пассажиров.
В выходные дни и праздники метро работает круглосуточно. Но актуальная информация по работе транспорта часто меняется из-за коронавирусных ограничений. Действующее расписание можно узнать на официальной страничке метрополитена.
Линии метро в Стамбуле
Система метро состоит из 8 линий: 6 из которых находятся в европейской части (М1-М3, М6-М7, М9), а 2 – в азиатской (М4, М5). Большинство станций подземные.
М1
Эта линия была запущена в 1989 году, и она включает 2 ветки – М1А и М1В. Протяженность – 27 км. Ветки метро, беря начало в узле Еникапы, ведут к автовокзалу «Отогар», где М1В расходится до Киразлы, а М1В – до аэропорта Ататюрк. На карте метрополитена эта линия обозначена красным. Вагоны М1 отличаются малым количеством мест для пассажиров.
M1A
В линию включены 18 станций. Общая продолжительность поездки по ней – 25 минут. Каждый день в рамках этой линии ездят около 400 000 пассажиров. На Еникапы можно пересесть на линию М2, на Аксарай и Зейтинбурну – на трамвай Т1.
M1B
В рамках линии функционирует 23 станции. Общая продолжительность движения – 35 минут. В час пик интервал сменяемости поездов – 150 секунд. Каждый день пассажиропоток на линии превышает 400 000 пассажиров. На Еникапы можно пересесть на метро М2 и Мармарай, от Аксарай – на трамвай Т1, от Киразли – на М3.
M2
Линия стартует в Хаджиосмане. Затем она движется сквозь проспект Бююкдер через Маслак и Левент. Далее линия несколько отходит на запад сквозь Шишли до Таксим и завершается в Еникапы, который объединяет линию метро М1.
Линия пересекает Золотой Рог, связывающий Бейголу и Фатих, что в европейской стороне города.
Всего в рамках этой линии насчитывается 16 станций, а общая ее протяженность 23,5 км. Продолжительность поездки – 32 минуты. На карте эта линия обозначена светло-зеленым.
Пересадку можно осуществить на станциях:
- Еникапы (на М1А и М1В).
- Таксим (на трамвай Т2).
- Шишли (на метробас).
- Левент – на линию М6.
Число пассажиров за сутки превышает 500 000 человек.
M3
Путь простирается между Киразлы-Багджылар до Башакшехира-Метрокент. На линии встречается 11 станций, а ее протяженность составляет 16 км. Общее время в пути – 20 минут. В час пик интервал движения не превышает 7 минут. Пересадку можно совершить на Kirazil на линию М1В. На схеме метрополитена эта линия изображена голубым.
M4
Берет свое начало от Кадыкёй, основная ее часть простирается под дорогой D100, ведя к Твасантепе. У линии М4 19 станций, которые простираются на 27 км. Время в пути по всем станциям займет 85 минут. Ежечасно сквозь турникеты проходит более 72 000 пассажиров. Пересесть можно на станциях Kadikoy, Ayrilik Cesmesi и Unalan.
На схеме метро линия обозначена розовым.
M5
М5 стартует на Ускюдар, пересекая Умрание и ведет к площади Чекмекёй. Протяженность линии – 20 км, которые можно проехать за 33 минуты. Всего здесь 16 станций. Интервал движения в час пик не более 4 минут. Пассажиропоток за сутки составляет более 230 000 человек.
Осуществить пересадку можно на Uskudar и Altunizade. На схеме метро М5 изображена фиолетовым.
M6
Это самая короткая линия из всех существующих в городе и насчитывает всего 4 станции. Ее протяженность – 3,3 км. Эту дистанцию можно проехать за 5 минут. За сутки оборот не превышает 20 тыс. человек. Пересадку можно осуществить на станции Левент, которая ведет на М2. На схеме метрополитена М6 раскрашена коричневым.
M7
Линия славится тем, что она полностью автоматическая, а транспорт ездит по ней без водителя. М7 объединяет сразу 6 районов: Шишли, Кагытхане, Эйюп, Газиосманпаша, Эсенлер и Багджылар. На протяженности в 18 км расположилось 15 станций, которые можно проехать за 33 минуты. Интервал движения транспорта в час пик не более 5 минут. Осуществить пересадку можно на Mecidiyekoy, Karadeniz Mahallesi и Mahmutbey.
На схеме метро М7 можно распознать по светло-розовому оттенку.
М9 Olimpiyat – Bahariye (новая ветка)
Это короткая линия, которая была открыта недавно. Она имеет всего 5 станций. На станции Икителли Санайи можно пересесть на линию М3. На карте эта ветка имеет желтый цвет.
M11
М11 еще не запущена. Планируется, что в ближайшем будущем эта линия станет связующим звеном для трех районов: Шишли, Эюп и Арнавуткёй. При том она будет включать только 2 ветки: от Гайреттепе и Халкалы, каждая из которых ведет к аэропорту.
Полезные станции метро для туристов
Не стоит переживать и бояться, что вы можете заблудиться в метро Стамбула, ведь туристам порой нужно немного станций.
Так, линия М1 приведет вас до автостанции Эсенлер. А конечная станция Еникапы расположена в 2 км от Султанахмет, который является туристическим центром Стамбула. В Султанахмете расположено большое количество торговых центров, кафе, ресторанов и другой туристической инфраструктуры. Если не знаете, куда отправиться, то здесь вы точно не заскучаете.
Линия М2 пересекает площадь Таксим в центре Стамбула, одну из наиболее известных улиц Истикляль и огромный рынок Гранд Базар.
В будущем власти города планируют «довести» линию М4 до аэропорта Сабихи Гёкчен. Также в планах открытие линии М11 до нового городского аэропорта.
Особый интерес для туристов представляют следующие станции:
- Отогар – здесь разместился главный одноименный городской автовокзал. Отсюда можно отправиться в любой город Турции.
- Аксарай – на этой станции можно пересесть на станцию скоростного трамвая Юсуфпаша.
- Зейтинбурну – отсюда можно пересесть на одноименную станцию трамвая.
Важно отметить, что линии М3, М5 и М6 востребованы среди местного населения, путешественникам они неинтересны из-за малого количества туристической инфраструктуры и достопримечательностей.
Стамбульское метро не было бы таким ценным, если бы оно не было продуманно связано с другими транспортными системами. К примеру, доехать до центра Стамбула невозможно только на метро. Но это становится возможным при пересадке на трамвай.
Пересадки между метро и трамваем делят на два вида: короткие и длинные. Первая считается самой удобной, так как человеку не придется выходить на улицу. Достаточно просто перейти по указателям и оплатить проезд. А при длинной пересадке придется выйти со станции метро, пройти по улице и зайти внутрь через турникет.
Стамбульское метро тесно связано не только с трамваем, но и с метробусом (транспорт едет по отдельно отведенной полосе, обходя пробки).
Правила посещения метро в Стамбуле
Прежде, чем отправиться в Стамбульское метро, необходимо ознакомиться с правилами его посещения:
- Внутри вагонов строго воспрещено употребление горячительных напитков и курение сигарет (как обычных, так и электронных).
- Запрещается провозить вещества, которым подходит описание, как легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и горючие.
- Пассажирам не разрешают заходить в вагоны с домашними или уличными животными. Исключение составляют собаки-поводыри, которые едут с пассажирами со слабым зрением. Также возможен провоз мелких питомцев в специальных клетках. Что касается хищников, рептилий и других опасных животных, с ними в метрополитен не пускают.
- При условии возникновения пожароопасных ситуаций рекомендуется прибегнуть к помощи спецоборудования, которое установлено в метро.
- Багаж, превышающий в весе 30 кг либо по габаритам свыше 120х50х60 см, разрешается перевозить в любое время, кроме часов пика, которые наблюдаются с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 22:00. Если транспортировка такого багажа необходима, то необходимо его оплатить. Сумма равняется цене одной поездки.
- Транспортировка складного велосипеда разрешена в любое время, а вот с нескладным транспортом разрешается ездить только в последнем вагоне, и только тогда, когда отсутствует час пик. В таком случае оплату за багаж вносить не требуется.
- Запрещено кататься на скейтбордах, роликах, самокатах и прочем.
- Если Вы заметите внутри вагонов и за их пределами подозрительные посылки, или как кто-то упал на рельсы, необходимо обратиться к работнику метрополитена.
Если соблюдать эти правила и следовать указателям, то поездка на метро в городе не будет для вас чем-то стрессовым или непонятным. А если так случится, что вы выйдете не на той станции, ничего страшного. Кошелек простит эту оплошность из-за сравнительно низких цен.
В целом, метро Стамбула опрятное, хорошо продуманное и современное. На некоторых станциях, особенно тех, которые приближены к центру города, играют музыканты. Ориентироваться по нему несложно, проезд стоит недорого. Поэтому многие туристы с удовольствием им пользуются.